Приумножая ценности
Устанавливая рекорды
Инвестируя в развитие
Управляя будущим
Добиваясь гармонии
Устанавливая рекорды
Годовой отчет 2014

Средний бизнес

Портрет сегмента


Доля в показателях группы ВТБ, в %
Активы 7,0
Кредитный портфель после вычета резервов 11,0
Доходы от внешних клиентов 9,3
Чистые процентные доходы 34,2
Чистые комиссионные доходы 19,2
Расходы на создание резерва9 23,1
Чистые операционные доходы 25,3
Расходы на персонал и административные расходы 11,7

Средний бизнес является одним из наиболее динамичных сегментов реального сектора экономики и корпоративного банковского рынка. В 2014 году в рамках реализации новой трехлетней стратегии группа ВТБ выделила Средний бизнес в качестве глобальной бизнес-линии и центра прибыли, поставив задачу увеличения объемов данного бизнеса, его доли рынка и показателей прибыльности. За пределами России Группа активно развивает работу с клиентами среднего бизнеса на рынках стран СНГ.

Кредитование клиентов


Группа успешно нарастила портфель кредитов клиентам среднего бизнеса, который достиг на конец 2014 года 1 047,8 млрд рублей (до вычета резерва под обесценение).

В рамках работы с клиентами данного сегмента ВТБ активно участвовал в финансировании инфраструктурных проектов, пищевых и сельскохозяйственных производств, строительства, проектов по модернизации объектов социальной сферы в регионах России.

Наиболее заметные инфраструктурные проекты, реализуемые при участии среднего бизнеса ВТБ, включают:

  • строительство и развитие в Челябинске высокотехнологичного сталелитейного завода, не имеющего аналогов в России, в рамках перспективного плана импортозамещения;
  • строительство нового российского нефтяного порта Тамань;
  • введение в эксплуатацию автодорожного участка в обход города Дмитрова Московской области;
  • модернизация и реконструкция аэропорта Храброво в Калининграде;
  • инновационный проект ОАО «Нарзан» по обеспечению прямого розлива минеральной воды естественной природной газации (без искусственного добавления углекислоты) в Ставропольском крае;
  • строительство комплекса по производству тепловой и электрической энергии, а также переработке полученных в процессе производства дымогарных газов в углекислоту в Нижегородской области.

Банк профинансировал ряд инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, в частности, строительство крупной товарно-молочной фермы в Брянской области, проект по модернизации и переоборудованию предприятия по производству индейки в Омской области, модернизацию молокозаводов в Хабаровской области.

В отрасли здравоохранения и медицинской промышленности ВТБ предоставил заемные средства в рамках строительства и развития первого клинического медицинского центра в городе Ковров. Кроме того, Банк осуществил кредитование компании, занимающейся выпуском лекарственных препаратов против туберкулеза и для ВИЧ-инфицированных.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства Банком профинансирована реконструкция сетей водопровода и канализации в Иркутске. Проект имеет исключительную роль в обеспечении жизнедеятельности города.

В области жилищного строительства ВТБ финансировал проекты по сооружению инженерных объектов и коммуникаций нового жилого комплекса в Новгородской области, модернизации систем водоснабжения в Кировской области (в рамках федеральной программы «Жилище»).

Во второй половине 2014 года обесценение национальной валюты и существенный рост процентных ставок усилили тенденцию снижения деловой и инвестиционной активности клиентов среднего бизнеса. Собственники частных компаний стали более консервативно оценивать инвестиционные проекты. Например, по проектам, связанным с закупкой импортного оборудования, возникла необходимость пересмотреть прогнозы и оценки прибыльности.

В условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры команда Среднего бизнеса скорректировала кредитные процессы, сосредоточившись на задаче удержания качества кредитного портфеля. В частности, были повышенные требования к финансовому положению заемщиков и к обеспеченности кредитов. Банк ВТБ ориентирует клиентов с рублевой выручкой на получение кредитов, номинированных в рублях, поэтому доля валютных кредитов в портфеле среднего бизнеса остается незначительной.

Транзакционный бизнес


Транзакционный бизнес является стратегически важным направлением для среднего бизнеса.

В 2014 году клиенты в данном сегменте предъявляли повышенный спрос на сервис «Мобильный клиент», приложение, которое позволяет руководителям, финансовым директорам и казначеям компаний в режиме онлайн следить за счетами компании и просматривать детальную информацию о движении средств, используя мобильные телефоны, коммуникаторы или планшеты. Кроме того, в сегменте среднего бизнеса все более популярным становится продукт «Расчетный центр клиента», который позволяет головной организации оперативно получать информацию о состоянии счетов структурных подразделений и управлять счетами подконтрольных компаний, используя электронные каналы связи.

Группа успешно работает над проектом по привлечению на обслуживание в ВТБ специальных счетов региональных операторов, на которых аккумулируются фонды проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

Документарный бизнес


В 2014 году продолжился рост спроса клиентов на продукты документарного бизнеса. ВТБ активно работал над дальнейшим развитием сервисов и бизнес-процессов в этом сегменте. В связи со вступлением в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Банк одним из первых подключился к Реестру банковских гарантий, выдаваемых в рамках госконтрактов, и адаптировал формы соглашений и банковских гарантий под требования закона.

Кроме того, Банк оптимизировал стандартные условия предоставления банковских гарантий и открытия аккредитивов, обновил упрощенные процедуры выдачи банковских гарантий, обеспеченных в полном объеме денежными средствами клиента или векселями Банка, установил более гибкий подход к формированию ценовых условий.

На протяжении года ВТБ активно предлагал клиентам индивидуальные схемы расчетов с использованием аккредитивов. В частности, Банк возобновил работу по аккредитивам клиентов с китайскими контрагентами в юанях. Предложение таких продуктов, как расчетные счета и документарные расчетные операции в юанях, а также прямая конвертация «рубль-юань» позволили Банку упрочить лидирующие позиции в области обслуживания внешнеэкономической деятельности.

В 2015 году ВТБ намерен усилить основные направления документарного бизнеса, в том числе за счет разработки адресных программ для клиентов и проведения маркетинговых акций.

Оптимизация банковской сети


В соответствии с новой стратегией Группы Средний бизнес продолжал оптимизировать административно- управленческие расходы и повышать эффективность региональных подразделений. По результатам анализа эффективности региональной сети банка ВТБ и ее оптимизации в 2014 году число точек продаж Банка сократилось на 18 %. Кроме того, девять точек продаж были переведены в другой формат в целях сокращения затрат на их содержание. Эти меры в сочетании с жестким контролем за расходами позволили значительно сократить издержки и повысить управляемость региональной сети.

В 2014 году успешно реализован проект по выходу Банка Москвы из 14 регионов и миграции бизнеса из закрытых точек продаж в иные отделения и офисы банка, а также в другие банки группы ВТБ.

Ключевыми принципами программы оптимизации сети Группы являлись соблюдение интересов клиентов, а также сохранение присутствия Группы в регионах. Благодаря этому повышение эффективности сети сопровождалось ростом бизнеса Группы в регионах и увеличением количества клиентов.

Направления дальнейшего развития


В 2015 году команда среднего бизнеса продолжит развивать продуктовую линейку и повышать качество клиентского сервиса. Ожидается внедрение упрощенных процедур принятия решений по документарным операциям, повышение функциональности систем дистанционного банковского обслуживания.

Средний бизнес планирует придерживаться консервативных подходов в рамках наращивания кредитного портфеля, работать над сохранением качества активов, а также над дальнейшей оптимизацией операционных расходов и бизнес- процессов.